В тот день Генри нанес компании громадный ущерб. Модели "Топаз" и "Темно", малогабаритные переднеприводные автомобили, были выпущены на рынок лишь в мае 1983 года, хотя они должны были быть готовы на 4-5 лет раньше, когда покупатели настоятельно требовали малогабаритные машины. Между тем ответ компании "Форд" на нефтяной кризис 1973 года вплоть до 1979 года даже не планировался.
Я был в ярости. Полигика ОПЕК уже ясно продемонстрировала, что без малогабаритных автомобилей мы мертвы. "Дженерал Моторс" и "Крайслер" бешеными темпами готовили выпуск собственных субкомнактных машин. И именно тогда, когда все это происходило, глава "Форд мотор компани" спрятал голову в песок.
После того заседания совета директоров ежемесячно, как по часам, ко мне являлся Франклин Мэрфи, заместитель Генри в совете директоров, бывший ректор Калифорнийского университета (Лос-Анджелес), бывший председатель компании "Лос-Анджелес таймс - Миррор" и главное доверенное лицо Генри Форда.
Мэрфи всегда давал мне искренние советы, но не о том, как вести дела в компании, а о том, как обращаться с Генри "Генри испытывает большие трудности,- сказал мне Мэрфи однажды.- Вы должны быть к нему снисходительны. У него чертовские неприятности с женой".
Все мы знали, что брак Генри с Кристиной распадается. Совсем недавно его задержала полиция в Санта-Барбаре за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, причем в машине с ним была его подружка Кэйти Дюросс, а Кристина в это время находилась в Катманду со своей близкой приятельницей Имелдой Маркос, первой леди Филиппин.
Несколько дней спустя я остался дома из-за простуды и роковым образом пропустил заседание, посвященное поразительному событию.
Пока я отсутствовал, Генри созвал 14 февраля совещание высшего руководства фирмы для обсуждения "индонезийской ситуации". Генри, очевидно, поручил Полу Лоренцу, исполнительному вице-президенту и одному из высших менеджеров компании, вручить некоему индонезийскому генералу "комиссионные" в размере одного миллиона долларов. Взамен фирме "Форд" был обещан контракт в 29 миллионов долларов на строительство пятнадцати наземных станций слежения за спутниками.
Однако, когда сведения о "комиссионных" получили огласку, Генри послал в Джакарту двух наших сотрудников с поручением сказать генералу, что фирма так дела не делает.
Лоренц был в подчинении у меня. Когда мне стало известно об этом инциденте, я позвал Лоренца к себе в кабинет и спросил его: "Пол, какого черта вы предложили этому генералу миллион долларов?"
Пол был очень порядочный и компетентный работник. Он отличался также лояльностью и никого не хотел подводить. "Это моя ошибка",- ответил он.
"Ошибка?- спросил я.- Никто не выкладывает миллион долларов по ошибке!"
Пол молчал. Когда я стал настаивать на определенном ответе, он вымолвил: "Не думаете же вы, что я мог сделать нечто подобное по собственному почину?"
"Как вас понимать?- спросил я.- Вы хотите сказать, что кто-нибудь велел вам это сделать?"
Он ответил: "Нет, конечно, но председатель правления как бы намекнул на это словами: "Там, мол, дела делаются только так".
Верно, конечно, что американские корпорации, занимающиеся бизнесом в странах "третьего мира", иногда предлагают взятки. Но, насколько мне было известно, подобное не могло случиться в практике компании "Форд".
Как только слухи об этой попытке дать взятку проникли в прессу, в фирме была развернута кампания сплошного засекречивания. Она оказалась почти такой же внушительной, как и аналогичная кампания во время уотргейтского скандала. У нас провели чистку всех архивов. Были даже проведены специальные совещания с целью согласовать аргументы в оправдание содеянного.
|