По сценарию, нарисованному нашими экспертами, подавляющая часть рыночной доли фирмы "Крайслер" была бы захвачена корпорацией "Дженерал Моторс", и особенно импортом из-за рубежа.
Мы показали наш план ведущим нью-йоркским банкирам, и они обалдели. "Свершено на небесах,- сказали они- Продукция подходит. Дилерская сеть в порядке. Все работает отлично".
Мы набросали гипотетические балансы доходов и расходов, и они выглядели блестяще. Мы составили оперативный план. Представлялось, что новая компания способна увеличить прибыль на один миллиард долларов. Эти цифры символизировали мощь.
Наш инвестиционный банкир - фирма "Саломон бразерс" - счел наш план весьма хорошим. Джим Вольфенсон, ведавший банковскими счетами корпорации, согласился вступить в контакт с "Голдмен Сакс", фирмой, представляющей интересы компании "Форд". Используя финансовые данные фирмы "Крайслер" плюс то, что можно было выяснить относительно финансовых позиций "Форд мотор", эксперты банка "Саломон бразерс" детально разработали нашу идею, пункт за пунктом систематизировали аргументы, обосновывавшие целесообразность такого слияния для обеих сторон, и наметили наилучшие способы его осуществления.
"Голдмен Сакс" проявила некоторый интерес к нашему предложению, и оно было передано высшим менеджерам компании "Форд". До сих пор план слияния держался в абсолютной тайне. Поскольку это был шанс, который может представиться лишь раз в жизни, я встретился с Биллом Фордом и изложил ему наше предложение. Но, если не считать эту встречу, мы изо всех сил старались не допустить огласки проекта слияния. Все переговоры шли за кулисами, шито-крыто, никакой утечки в средства массовой информации.
Внезапно все дело стало рушиться. Проболтался председатель совета директоров компании "Форд" Филип Колдуэлл. Он предварил само обсуждение проекта заявлением для печати. По существу, он сказал вот что: "Крайслер" предложил слияние с нами, но мы такой глупости ни за что не совершим.
Руководство компании "Форд" выступило с этим заявлением, чтобы ославить нас. Однако сам проект они даже всерьез не изучили. Колдуэлл просто заявил, что совет директоров "Форд мотор" единодушно проголосовал против каких-либо переговоров с корпорацией "Крайслер". Впоследствии члены правления компании говорили мне, что они от силы две минуты знакомились с планом слияния, а решение приняли уже через двадцать четыре часа. Между тем надлежащее изучение нашего проекта потребовало бы у них двадцать четыре дня. За один день они смогли линшь объявить план слияния несостоятельным и присоединиться к позиции высших руководителей фирмы.
Как мне представляется, менеджеры "Форд Мотор" воспротивились слиянию, так как знали, что мы уже привлекли в "Крайслер" большинство их лучших специалистов, и решили, что в случае осуществления нашего плана они могут оказаться не у дел. Думаю, что и Генри, который формально числился в отставке, также отнесся к идее слияния резко отрицательно. Вот почему все они предпочли самый худший сценарий. Полагаю, что они упустили блестящий шанс.
Я ответил заявлением, в котором высказал свое личное мнение, что такое слияние было бы благом для страны и что Америка нуждается в настоящем конкуренте корпорации "Дженерал Моторс". Крах плана слияния был тем более досадным, что я уже заручился содействием нужных людей в Вашингтоне. Они меня заверили, что как только мы сумеем получить согласие руководителей компании "Форд", они приложат все силы для реализации нашего плана. Но компания "Форд" отвергла его без изучения.
Если бы нам с "Форд мотор" удалось совместными усилиями продвинуть это дело, только одна "Дженерал Моторс" постаралась бы использовать все возможные рычаги, чтобы воспрепятствовать слиянию. Позиция "Дженерал Моторс" состояла бы в следующем: "Мы уже проделали такую операцию в 20-х годах. Нельзя допустить, чтобы кто-либо ее
|