Предыдущий, 1980 год оказался для нас катастрофическим: мы его завершили с убытком 1,7 миллиарда долларов. Но и для компании "Форд" этот год не был праздничным. Она понесла почти такие же убытки - свыше 1,5 миллиарда долларов. Еще более важно то, что доля компании на рынке значительно снизилась. А ведь в 1978 году она составляла 28 процентов. Теперь, три года спустя, она упала до 15 процентов.
Я попросил сотрудника нашего аппарата Тома Деномме набросать кое-какие планы слияния. Через несколько недель Том разработал проект предложения, который выглядел весьма разумно и заманчиво.
Согласно этому проекту, компании "Форд мотор" следовало физически поглотить фирму "Крайслер". Поскольку "Форд мотор" была намного крупнее и здоровее, именно ей надлежало стать выжившей компанией. Отделения "Крайслер" и "Додж" должны были продолжать свои операции, по уже в качестве третьего и четвертого отделений "Форд мотор", вслед за отделениями "Форд" и "Линкольна-Меркьюри".
Мы с Томом видели большие выгоды, которые такое слияние сулило обеим компаниям. Сила "Форд мотор" была и нашей слабости, и наоборот. Мы оба, прежде чем прийти на службу в фирму "Крайслер", много лет работали в компании "Форд" и поэтому хорошо знали проблемы и нужды обеих компаний.
Если бы слияние состоялось, выгоды для корпорации "Крайслер" были бы очевидны, настолько очевидны, что их можно выразить одним словом: выживание.
Но что же оно сулило компании "Форд"? Очень многое. В то время фирма "Форд" занимала прочные позиции в Западной Европе, где она расходовала непропорционально большие средства. Между тем в Америке ее доля на рынке резко сокращалась. После второго нефтяного кризиса импорт автомобилей нанес ей чувствительные удары. Кроме субкомпактной модели "Эскорт-Линкс" - "всемирного автомобиля" компании "Форд", то есть эквивалента нашей модели "Омни-Хорайзн",- компания не располагала ни одной моделью малогабаритной переднеприводной машины.
Более того, фирма "Форд" вот-вот уже готова была пойти на массированные миллиардные вложения, чтобы организовать производство моделей "Темно" и "Топаз", которые лишь дублировали бы уже имеющуюся в корпорации "Крайслер" модель "К". Если бы мы слились, мы могли бы начать продажу модифицированного варианта фордовской модели "Эскорт" взамен нашей "Омни-Хорайзн", а фордовские отделения могли бы начать продажу наших новых машин "Эриес" и "Рилайент". Согласно разработанному плану, "Форд мотор" обеспечила бы рынок переднеприводным автомобилем большего размера, первоначально запланированным на 1987 год, и большей частью автомобилей стандартного размера, так же как и грузовиками. А мы бы пустили в продажу мини-фургон 1984 года.
Для компании "Форд" слияние с "Крайслером" являлось самым быстрым и легким способом вернуть себе прежние прочные позиции на втором месте в автоиндустрии. Одним росчерком пера "Форд мотор" могла бы обогнать "Дженерал Моторс" по объему продаж грузовиков и занять первое место на автомобильных рынках Канады и Мексики. В самих США слияние позволило бы компании "Форд" резко повысить ее долю на рынке - с 17 до 27 процентов.
Если бы слияние с корпорацией "Крайслер" реализовалось, "Форд мотор" достигла бы 75 процентов объема продаж легковых автомобилей "Дженерал Моторс" в США. Вот тогда мы оказались бы свидетелями настоящих скачек. Альфред Слоун перевернулся бы в гробу, так как новая компания имела бы четыре отделения против пяти у "Дженерал Моторс". Это было бы фантастическое зрелище несущихся голова в голову двух гигантских корпораций. Это было бы чудесно для Америки. А банкирам и юристам такое слияние доставило бы наслаждение, так как они лицезрели бы величайшую сделку в истории американской индустрии.
С другой стороны, как показали наши исследования, в случае, если бы корпорация "Крайслер" прогорела, доля компании "Форд" возрасла бы на рынке лишь незначительно.
|