8.2. Техника составления бизнес-плана
Менеджеры компании постоянно работают в условиях динамично изменяющейся среды. Поэтому достоверное планирование, являясь важной частью деловой активности, обеспечивает надежность функционирования предприятия. Однако в значительном числе компаний реальное планирование далеко не всегда является комплексным и завершенным, поскольку многие менеджеры порой стараются его избегать, считая эту работу скучной, рутинной и необходимой только для крупных компаний. В кругу этого персонала бытует мнение, что можно эффективно руководить компанией без формально составленного бизнес-плана, являющегося лишь атрибутом бюрократической системы управления. Лишь немногие менеджеры реально занимаются плановой работой, понимая свою недостаточную квалификацию. Отсутствие реального планирования обходится компаниям очень дорого. Так, работники, не понимая целей и зная планы компании, порой не воспринимают и ее требований к своей работе.
Процесс планирования бизнеса – это также самооценивающая деятельность, имеющая существенное значение для компании. Она должна осуществляться на регулярной основе, даже вне зависимости от воздействия такого привлекательного фактора как возможное дополнительное финансирование. Самооценка компании, к примеру, может быть представлена в совокупности с финансовым бюджетом последующего года.
Цели компании могут уточняться в результате периодической их оценки. Это позволяет лучше понять стратегию и тактику их достижения. Реалистичные и конкретные цели необходимо устанавливать по всем функциям управления бизнесом, основываясь на анализе отрасли, рынка и компании.
Перед составлением бизнес-плана для нового проекта рекомендуется, в первую очередь, обеспечить предварительную возможность его изучения. Необходим ли он? Если да, то должны быть сделаны определенные дополнительные исследования по изучению проекта. В последующем, после установления целей компании, составляется стратегический план, включающий постановку задач для всех функций управления бизнесом. Этот план координирует функции управления, связывая воедино плановые показатели и исходную информацию. Для определения стратегии достижения целей компании должны быть даны ответы на следующие вопросы:
· будет ли эффект без изменения нынешней организации?
· окажет ли поддержку миссии компании ее новый бизнес?
· готова ли компания принять новый проект?
· соответствует ли управление предъявленным компанией требованиям или необходима реорганизация этой системы?
· какая финансовая отчетность предпочтительней - в сокращенном виде или развернутая, и способна ли компания ее составлять?
· способна ли компания осуществлять необходимые инвестиции?
· может ли компания увеличить необходимые фонды для внедрения проекта? Сколько необходимо средств и когда?
· как намерена компания использовать свои сильные стороны и как минимизируются ее слабости?
· как будут ознакомлены со стратегией компании ее работники и акционеры?
· согласится ли Совет директоров с идеей проекта?
· имеется ли согласие между Советом директоров и персоналом в отношении степени риска?
· какова будет реакция банкиров, акционеров, покупателей компании и общественности на проект?
· какова вероятность успеха и что должна сделать компания для повышения его шансов?
· чем рискует компания, не предпринимая никаких действий?
· какова продолжительность достижения стратегических целей?
· каким образом будет минимизирован риск?
· каковы последствия ошибок?
· когда будет достигнута точка безубыточности продукции или услуг?
· каково влияние внешних факторов, таких как изменение потребительского спроса, замедление темпов развития экономики, усиление государственного регулирования, конкуренции и т.п.?
· когда возможна корректировка и переоценка плана?
‹‹ Предыдущая Содержание Следующая ››
|